Периоду зрелого феодализма присуще быстрое развитие светской литературы, представляющей альтернативу церковной. Вместе с тем различные ее направления по-разному воспринимались и оценивались церковью. Она спокойно мирилась с рыцарским искусством (рыцарским эпосом, рыцарским романом), поэзией французских трубадуров и труверов, лирикой немецких миннезингеров (певцов любви) и др.
Рыцарский эпос, воспевавший войну за христианскую веру, не противоречил христианской литературе. Образцом рыцарского эпоса Франции можно считать «Песнь о Роланде».
Роланд приносит клятву Карлу Великому, рисунок из средневековой рукописи
Граф Роланд погибает во имя спасения своего сюзерена. Его образ мыслится как символ рыцарской доблести. Дух христианского фанатизма, которым проникнута «Песнь», свидетельствовал о настроениях, господствовавших среди французских рыцарей и в период первого крестового похода.
Карл Великий находит тело Роланда. Миниатюра. Около 1415. Хроники Франции. Мастерская Бусико. Британская библиотека, Лондон
Рыцарский эпос в Германии представляла «Песнь о Нибелунгах», созданная в конце XII — начале XIII вв. Сказочные элементы в ней тесно переплетались с раннесредневековыми историческими преданиями, но действующие лица были наделены чисто феодальными чертами.
В XII и XIII вв. достигла расцвета лирическая поэзия рыцарства, нашедшая отражение в сочинениях трубадуров на юге и труверов — на севере Франции, а также в поэзии миннезингеров в Германии. Преобладающей темой поэзии трубадуров была любовь к Даме в специфической рыцарской, «куртуазной», форме. Она ориентирована на достижение цели, а не на переживание.
Поделиться с друзьями: