Средневековая мода

  Средневековье - это эпоха церковного господства над духовной сущностью человека, что и определяло в те годы социальные общественные рамки и эстетические устои. Человеческое тело было недостойным изображения и любования, женское особенно. Гармония красоты физической и духовной перестала быть постулатом и канула в лету - рассыпалась на обломки языческих храмов, сгорела в пожарах варварских нашествий, затерялась в скрипториях монастырей. На смену ей пришла средневековая одежда из каскадов ткани: она запаковала и скрыла земную красоту тела, которое отныне стало считаться греховным, променяв ее надолго на тщеславие и богатство костюма, искусно изготавливаемого руками портного и мастера по декору.

Мода1.jpg

   Благодаря крестовым походам периода 1095-1270 гг. Восток со своей высокой культурой приблизился к менее образованной Европе. Выделение ремесел и земледелия преобразило средневековый уклад, а знакомство с восточными обычаями, товарами и развитие новых экономических связей дало толчок к переходу на новую ступень в истории европейской культуры.

   Султан Саладин в 1192 году преподнес в подарок графу Генриху де Шампань тунику и тюрбан великолепной работы. Граф в ответ заявил, что принимает дары и будет носить необычную для Европы одежду. Император Бодуэн I еще ранее подал первым пример: в 1100 году въехал в Иерусалим в золотом тканом бурнусе. Женщины во франкских владениях на Востоке тоже не стали противиться барберийской моде и надели длинные платья из муслина, газа и крепа, изготавливаемых в Индии, с расширяющимися рукавами и платки китайские.

   Бедное и примитивное производство было в состоянии только объемами и размерами вещи быстро, доступно и наглядно обозначить "обогащение" крестоносцев. Такая гиперболизация пришла с Востока: теперь средневековый костюм - новая система в одежде и совершенно иная трактовка чувства прекрасного.

Мода3.jpg

   В одной из заключительных сцен современного английского кинофильма «Лев зимой» это наглядно подтверждается. На королеве надет красный бурнус, представляющий собой прямоугольный мешок шириной в размах рук и длиной в рост. В нем есть отверстие для головы и еще два поменьше - для кистей рук. Акцент в одежде смещен на драгоценную ткань. Прекрасная актриса Кэтрин Хепберн сумела создать нюансами линий и деталей некий абстрактный намек прекрасной одежды, соответствующий исторической эпохе и исполняемой ею роли.

   И войск крестоносцев коснулась волна модернизации: поверх своих кольчужных воины рыцари стали надевать прямые полотнища ткани как защиту от палящего солнца. Скопировав у восточного противника традицию наносить эмблему и орнамент, они стали украшать так вначале щиты, а затем - одежду, дав тем самым рождение геральдики.

Экипировка, сопровождающая рыцарские турниры, т.е. латы, штандарты, блио, гербы, попоны лошадей, своими пестрыми расцветками и асимметрией рисунков утвердила новый средневековый костюм, получивший название "гербовый". Та прекрасная дама, которой был посвящен турнир, появлялась в платье с мотивами, повторяющими цвета и изображение герба: оно могло состоять, к примеру, из двух разноцветных половинок (допустим, красного и синего цвета), на одной из которых был нанесен рисунок. Так было в XII-XIV вв.

   С появлением лат мужское одеяние стало уже и более плотно прижалось к телу, уменьшив давление металла на него. Среди ремесленников появилась специализация профессиональных портных, знавших секреты создания форм с помощью вытачек и другие тонкости кроя. В городах в связи с ростом торговли и промышленности как противовес замковой аристократии возникла и начала стремительно расширяться буржуазия - патрициат, утверждавший свою привилегию, прежде всего, через новую и необычную средневековую одежду. В XIII веке появился указ о том, что девушки и женщины без дворянского звания не имели право обновить больше пары платьев за год в то время, как дворянки получили разрешение на вдвое большую норму.


Мода 2.jpg

   В 1294 году Филипп Красивый создал эдикт о роскоши, которым запрещал женщинам, не имеющим дворянского происхождения, носить шелк, золотые пояса и мех горностая. Провоцируемая церковными и имущественными табу, подпитываемая богатством господствующего класса, поддерживаемая ростом ремесла и торговли, притоком восточных товаров, зарождалась фантастическая мода на средневековый костюм.